Строительство горьковского метро. Хроника событий.

Октябрь 1973. Проектировщики Московского института "Метрогипротранс" приступили к разработке проекта первой очереди в городе Горьком. Главный инженер проекта - В.А. Рыжов. Длина проектируемой трассы - 9 километров от Московского вокзала до Комсомольской проходной автозавода.

Декабрь 1973. К работе на проспекте Ленина и площади Революции приступила "первая колонна" метростроения - изыскатели. Для разведки грунта и составления топографических планов предстоит пробурить около 200 скважин. Работа ведётся Горьковским трестом инженерно-строительных изысканий.

Февраль 1974. Горисполком утвердил названия восьми станций первой очереди метрополитена (Московская, Чкаловская, Ленинская, Заречная, Двигатель Революции, Пролетарская, Северная, Комсомольская). Июль 1974. Завершена разведка трассы.

Февраль 1975. Начато рассмотрение первых эскизов станций метрополитена, подготовленных горьковскими архитекторами. (Исключение составила лишь "Московская" - её проектировал архитектор из Москвы)

Ноябрь 1975. Технический проект первой очереди метрополитена выполнен.

Ноябрь 1976. Совет Министров СССР утвердил проект Горьковского метрополитена. Начато создание рабочих чертежей.

Ноябрь 1977. Перенесена трасса трамвайных маршрутов №11 и №12. Поставлен забор вокруг будущей стройплощадки в начале проспекта Ленина.

17 декабря 1977. Строительство Горьковского метрополитена началось. Бригада копровщиков из тоннельного отряда №20 под руководством В.П. Бибко забила первую сваю в основание станции "Ленинская". В лучших традициях того времени горьковский комсомол взял шефство над строительством метро.

Сентябрь 1978. Проходческий щит №1 начал проходку левого тоннеля из котлована станции "Ленинская" в сторону "Чкаловской". Щит экспериментальный. Проходку ведёт бригада В.Г. Булиха. Врезка прошла неудачно - щит потащил за собой часть деревянной обделки котлована, которую то ли забыли убрать, то ли оставили в расчёте на нож щита. Удалять её пришлось с ломами и отбойными молотками. Буквально через несколько метров после этого стало понятно, что щит не впишется в левый поворот сразу за станцией. Транспортёр проходческого комплекса пришлось укоротить на 10 метров. Неприятности и поломки будут преследовать этот щит до конца проходки и от использования его и ему подобных в дальнейшем будет решено отказаться.

Декабрь 1978. Специалисты недавно образованного Горьковметропроекта начали разрабатывать технико-экономическое обоснование второй очереди метрополитена, которая свяжет Сормово с Московским вокзалом, площадью Горького, улицей Свердлова, площадью Свободы, улицей Ванеева и площадью Советской. Главный инженер проекта А.А. Сандаков. Начато строительство производственной базы Метростроя в Стригино.

Январь 1979. Ведётся проходка подземного русла для речки Ржавки в районе станции "Заречная". Всю речку, до её слияния с Борзовкой предполагается упрятать в бетонное трубы.

Май 1979. К станции "Ленинская" со стороны "Заречной" отправился щит ТЩБ-7, который ведет бригада В. В. Нестеренко. (Всего таких щитов было 7: 4 в Горьком, 2 в Минске и 1 в Москве. Эти щиты осуществляли монолитно-прессованную обделку тоннеля ("пресс-бетон"), которая только-только начинала применяться в метростроении и никакого опыта по её экплуатации не было, позднее использоание неармированного бетона для тоннелей метро будет признано нецелесообразным. Именно по такой технологии были построены почти все тоннели первой очереди). Градостроительный совет утвердил проект инженерного корпуса метрополитена на площади Революции и предложения по реконструкции самой площади. 700 метров отделяли щит № 1 от начала перегонного тоннеля, когда под улицей Октябрьской революции он попал в плывун. Щит временно остановлен.

Октябрь-ноябрь 1979. На площади Революции сносится старая застройка в связи с подготовкой к строительству самой большой станции первой очереди метрополитена - "Московской". В ноябре забиты первые сваи в основание станции.

Декабрь 1979. В последние дни года почти одновременно вышли к станции "Чкаловская" два первых щита. Пройдены первые два тоннеля.

Январь 1980. Бригада В. Г. Булиха перешла на "Заречную", где её ждёт щит № 5 (ТЩБ-7), который должен пройти левый тоннель к станции "Двигатель революции" .

Февраль 1980. Начато открытым способом сооружение перегона "Московская" - "Чкаловская". Изыскатели пробурили первые скважины, чтобы взять образцы грунта в нагорной части города.

Март 1980. Образован Горметрострой.

Май 1980. Бригада В. В. Нестеренко установила всесоюзный рекорд проходки - за месяц щит продвинулся на 122 метра. Началось сооружение инженерного корпуса метрополитена на площади Революции.

Июнь 1980. Разведана сормовско-нижегородская линия Горьковского метрополитена. Проходчики из бригады В. В. Нестеренко остановили свой щит. На 850-м метре встретилась преграда - бетонный фундамент путепровода на пересечении Комсомольского шоссе с проспектом Ленина.

Июль 1980. Начаты работы на станции "Пролетарская". В километре от нее готовится площадка для метродепо. Бригада Н. Н. Грабовца повела щит ТЩБ-7 от "Заречной" к "Двигателю революции" по правому тоннелю.

Август 1980. В районе станции "Комсомольская" переносятся трамвайные пути. Всего будет убрано из зоны строительства более двух километров трамвайных линий.

Ноябрь 1980. Третья сбойка в Горьком - опять в бригаде В. Г. Булиха

Январь 1981. На проходческом комплексе ТЩБ-7 установлен новый рекорд - бригада Н. Н. Грабовца за сутки прошла семь метров.

Март 1981. Решено первую линию метрополитена продлить от будущей станции "Комсомольская" до Дворца культуры автозавода. Ведется технико-экономическое обоснование на строительстве этого метроучастка длиной 2,6 км, на котором будут сооружены станции "Кировская" и "Ждановская". Досрочно пройден 730-метровый правый тоннель между станциями "Заречная" и "Двигатель Революции".

Май 1981. На станции "Ленинская" бригада отделочников Ю. К. Саничева начала отделку путевых стен черным агурским мрамором с Украины. Посадочная платформа будет покрыта карельским гранитом. Надо заметить, что по проекту архитектора не планировалось ни того ни другого, но отделочники решили по-своему.

Октябрь 1981. Бригадой С. Н. Митина уложено первое 25-метровое звено рельсовых путей в левом тоннеле между станциями "Ленинская" и "Заречная".

Январь 1982. Началась отделка станции "Заречная". На очереди - "Двигатель революции" и "Чкаловская".

Февраль 1982. Бригада Ю. Султангареева завершила проходку левого тоннеля между станциями "Пролетарская" и "Северная" и разворачивает щит, чтобы отправиться в обратную сторону.

Июль 1982. Началось сооружение станции "Комсомольская" - в её основание забиты первые сваи.

Сентябрь 1982. Бригада Н. Н. Грабовца завершила проходку правого тоннеля к станции "Пролетарская".

Февраль 1983. Началась отделка "Пролетарской" - это уже пятая станция пускового участка, которая одевается в гранит и мрамор.

Март 1983. На "Пролетарской" остановлен последний на автозаводской линии щитовой комплекс. Дальнейшее сооружение тоннелей на первой очереди будет производиться открытым способом.

А. Рыбалкин, по мотивам книги "Станция Комсомольская"